Инновации в СХД

Статьи по теме

Тренды ИТ-индустрии: на что обратить внимание в 2021 г.

Как и все остальные сферы жизни, ИТ-индустрия значительно трансформировалась из-за пандемии COVID-19. В то же время наряду с новыми тенденциями в тренде будут и хорошо знакомые: например, в 2021 г. на новый виток развития перейдут гиперавтоматизация и разработка ИИ. Конкурентоспособными организациям помогут оставаться распределенное облако, интеллектуальный композиционный бизнес и сеть кибербезопасности. 

Интернет поведения (IoB)

Вернувшиеся на работу после весеннего локдауна сотрудники промышленных предприятий обнаружили, что теперь компьютеры следят за тем, носят ли они маску. Сенсоры и RFID-метки определяют, насколько регулярно они моют руки, а динамики оповещают о нарушении установленных правил безопасности. Все это связано с развитием интернета поведения.

Пандемия в значительной степени поспособствовала развитию технологий IoB, и в следующем году можно ожидать активного развития этого тренда. Впервые же он был отмечен в технических прогнозах Gartner на 2020 г. Всплеск интереса к IoB связан с увеличившимся объемом сбора данных о поведении людей. Благодаря технологиям распознавания лиц и определения геолокации стало возможным не только мониторить и прогнозировать поведенческие события, но и влиять на них.

Постепенно возрастают не только объём и качество собираемых данных, но и способы их обработки и использования. Согласно прогнозам Gartner, к концу 2025 г. более половины населения мира будет участвовать как минимум в одной программе IoB. По словам Брайана Бёрка, вице-президента Gartner по исследованиям в области технологических инноваций: «Все это уже есть в реальности: те же медицинские страховые компании контролируют через фитнес-браслеты потребление пищи, время физической активности и количество посещений тренажёрного зала, а затем на основании этих показателей корректируют величину страховых взносов». В качестве ещё одного примера можно привести транспортную отрасль: с помощью IoB отслеживается поведение водителя: к примеру, резкое торможение, агрессивные повороты. Затем эти данные используются для улучшения работы персонала, маршрутов и повышения уровня безопасности на дорогах.

«В рамках IoB данные собираются из многих источников, включая данные коммерческих компаний или данные о гражданах, находящиеся в распоряжении государственных учреждений. Поэтому на масштабы внедрения IoB сильно повлияют законы о конфиденциальности, которые варьируются от региона к региону», — считает директор по технологиям Hitachi Vantara Алексей Никифоров.

Конфиденциальность, кибербезопасность и квантовые вычисления

Компании по всему миру будут уделять больше внимания вопросам безопасности и конфиденциальности, в том числе чтобы соответствовать требованиям законодательства в этой сфере. Точное число организаций, которые в конечном счете будут использовать повышающие конфиденциальность вычисления (Privacy-Enhancing Computation), предсказать сложно, но, безусловно, их количество будет только расти.

Технология «ячеистой сети» — это один из архитектурных подходов, благодаря которому возможно масштабируемое, гибкое и надёжное управление кибербезопасностью. «Ячеистая сеть» позволяет определить периметр безопасности вокруг компьютера или другого устройства вне зависимости от их местонахождения. Поскольку все больше сотрудников работают удаленно, эта технология сейчас особенно актуальна.

Безопасность могут обеспечивать и квантовые технологии. Группа из Делфтского технологического университета строит сеть между четырьмя городами в Нидерландах, по оптоволоконным кабелям которой пары фотонов передаются так, что сеть просто невозможно взломать. В Китае тоже использовали данную технологию для двухтысячекилометровой сети между Пекином и Шанхаем. Кроме того, квантовые вычисления помогли в борьбе с распространением COVID-19, в создании потенциальных вакцин и в развитии подходов к лечению.

Распределённое облако

С 2021 г. и в течение следующих пяти лет бессерверные вычисления и контейнерные платформы будут влиять на беспрецедентное развитие облачных технологий. Локальные облачные вычисления, произведённые с помощью открытого исходного кода и затем инкубированные в общедоступные облака, убирают ограничения, связанные с месторасположением центров обработки данных (ЦОД). Ответственность за эксплуатацию, управление и развитие при этом остаётся за поставщиком общедоступного облака.

«Пандемия послужила невероятно быстрому развитию облачной инфраструктуры, заставив компании обратиться к новым технологиям, пересмотреть свой взгляд на ИТ-инфраструктуру организации и стать гораздо восприимчивее для новых решений. Стоит ожидать, что к 2025 г. большинство платформ облачных сервисов будут предоставлять как минимум несколько распределенных облачных услуг», — отмечает директор по технологиям Hitachi Vantara Алексей Никифоров.

Гиперавтоматизация

Гиперавтоматизация — одна из главных тенденций ITSM 2020 г. — происходит уже пару лет. Однако если раньше речь шла об автоматизации отдельных задач процесса, то сейчас фокус сместился на автоматизацию целого ряда процессов. Специалисты отмечают даже переход к автоматизации уровня бизнес-экосистемы. В 2021 г. данный тренд объединит такие технологии, как роботизированная автоматизация процессов (RPA), искусственный интеллект и машинное обучение. Помимо более эффективной обработки информации, повышения качества и общей производительности предприятий, гиперавтоматизация сможет предложить непрерывный интеллектуальный анализ в реальном времени для дальнейшей оптимизации всех рабочих процессов.

Интеллектуальный составной бизнес и повсеместные операции

Интеллектуальный составной бизнес представляет собой концепцию использования пакетных бизнес-возможностей и приложений во взаимозаменяемых блоках ИТ-архитектуры. Таким образом, можно обеспечить гораздо большую скорость, лучшую гибкость и координацию, а также устойчивость системы. Компании могут и сами разработать свой блок, главное — структура позволяет объединять возможности разрозненных пакетов и баз данных.

Ключевое значение для успешного вывода бизнеса из кризисной ситуации COVID-19 будет иметь операционная модель повсеместных операций (Anywhere Operations). Благодаря ей бизнес сможет быть доступным в любом месте — для удалённых друг от друга клиентов, работодателей и деловых партнёров. По умолчанию цифровой вариант развёртывания бизнеса всегда должен «быть под рукой», что сохранит актуальность даже после окончания пандемии. По мнению аналитиков Gartner, через два года данную модель взаимодействия с клиентами будут использовать 40% организаций.

Совокупный опыт

Согласно прогнозу Gartner, организации, использующие совокупный опыт, обгонят конкурентов по ключевым показателям в течение трёх лет. Смысл тенденции в сочетании и использовании опыта каждого отдельного элемента организации в контексте единой системы, а также оптимизации рабочих процессов в точках их пересечения. Сюда входит опыт работы с клиентами, практики применения различных технологий, сочетания навыков различных сотрудников.

Бизнес с совокупным опытом трудно воспроизвести, что также увеличивает его конкурентоспособность. Например, в связи с пандемией COVID-19 одна телекоммуникационная компания в корне перестроила процесс обслуживания клиентов: запись на приём велась через приложение, в 20 метрах от магазина пользователям приходило уведомление, помогающее пройти регистрацию, а также сообщение о том, сколько времени пройдёт, прежде чем они смогут войти, не нарушая социальную дистанцию. Изменения коснулись и оборудования, с помощью которого сотрудники магазина могли решать вопросы клиентов без необходимости соприкасаться с ними.

«Как бы там ни было, технологии развиваются не ради себя самих — а ради развития бизнеса и, в конечном счете, всего общества, — уверен директор по технологиям Hitachi Vantara Алексей Никифоров. — Сейчас для общества как никогда важны безопасность и сплоченность. На мой взгляд, именно это отражается в основных технологических трендах на 2021 г. В первую очередь, актуальны технологии, которые позволяют работать удаленно и при этом обезопасить данные и сотрудников, и компании, и клиентов. И в то же время как никогда важен обмен опытом и поиск решений даже в самых сложных технологических задачах». Получится ли найти решения для этих задач — увидим совсем скоро.

Вернуться на главную